НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович
(1863-1937) - религиозный мыслитель. Большая часть его жизни связана с Казанской духовной академией. После ее окончания в 1887 г. он написал магистерскую диссертацию "Догматическая система св. Григория Нисского". Изучение патристики способствовало пробуждению интереса Н. к проблемам антропологии, соотношения веры и разума. Н. с 1888 г. - проф. академии по кафедре метафизики. Главное его соч. - фундаментальный труд "Наука о человеке" (в 2-х т.). Впоследствии публиковался мало ("Вера и знание с точки зрения гносеологии", 1913, и др.). В 1932 г. Н. был репрессирован. Традиционное православное богословие рассматривало процесс постижения духовного мира "как откровение Бога человеку", т. е. богопознание шло "сверху вниз". Н. же идет в противоположном направлении - "снизу вверх", при этом для него очевидно, что "последнее основание истины нельзя отыскать вне человека". Человек не только порождает сферу знания, но и создает весь объективный мир. В связи с этим Н. критикует И. Канта за допущение "вещей в себе" и идею ноуменального мира, независимого от человека. Н. полагал, что развитие человеческой жизни не может рассматриваться как итог влияния социальной сферы, как действие факторов, находящихся вне человека, ибо бытие индивида есть "собственно процесс развития человеческого духа". Причем идеальные стремления индивида не определяются материальными условиями его жизни, не создаются они и в каких-нибудь абстракциях мысли. Именно в силу реальности идеальных устремлений личности, - а высшим их проявлением является "идея Бога", - и утверждается, по Н., "объективное существование Верховной личности", ибо только ее бытие может их объяснить. Все стремления философов "объяснить" Бога вне индивида обречены на неудачу, ибо "мир не подобен Богу". Жизнь человека проходит в двух разных мирах: первый - чувственный, или физический, второй - сверхчувственный, или духовный. Каждая из этих сфер познается специфическими методами. Согласно убеждениям Н., "неподсудность" идеальных или религиозных представлений рациональным приемам познания ставит задачу выработки особого метода постижения "духовных истин". Этот метод исходит из факта "живого отношения к Богу" или из "реального переживания" общения со сверхъестественным. Появляющиеся в результате этого "мистические прозрения" служат средством познания "истинной мудрости". Критерием этого нового знания не могут быть какие-то абстрактные схемы, оно "проверяется жизненно". Поскольку жизнь человека протекает в "двух разных мирах", постольку именно от его свободного выбора зависит, какие ценности - материальные или духовные - он предпочтет. В этой свободе выбора находит свое выражение нравственная воля человека. Именно в сфере морали происходит высшее проявление "творческого духа" личности. Свобода и творчество неразрывно связаны, т. к. свободная личность уже "творит все содержание жизни", и человек становится тем, чем он желает быть. При этом свобода воли  предполагает ответственность людей за свои поступки, они должны "свое хотение" подчинить "нравственным правилам жизни". Индивид, реально, а не формально приобщенный к религиозным истинам, не может, по Н., удовлетвориться поисками только "счастливых условий" физического существования. Само по себе стремление к "земному благополучию" законно, но оно должно быть подчинено оправданию стремлений к "вечно пребывающей жизни, подобной жизни Бога". Н. формирует программу философских построений, высшей целью к-рых является поддержка "стремлений индивида к богоподобию". Предметом философии может быть, как считает Н., только духовная сфера, а ее основой выступает "содержание религиозных верований человека". Философия является врагом лишь религиозного суеверия, а не самой религии. Враждебной христианству силой выступает не философия, а лишь ее "материалистические верования", неизбежно вырождающиеся в "суеверия". Извращенные формы религии, как и извращенные формы философии, должны быть преодолены. По Н., проблема взаимоотношения философии и православия не является чем-то второстепенным, напротив, это одна из осн. богословских тем. Им была предпринята одна из первых попыток в рамках богословия синтезировать философские и религиозные принципы. Н. стоит у истоков отечественного религиозного экзистенциализма. Бердяев подчеркивал огромное значение для него кн. Н. "Наука о человеке", т. к. в ней были мысли, соответствующие его "коренному антропоцентризму". Творчество Н. оказало влияние и на развитие церковных православных взглядов. Архиепископ (ныне митрополит) Кирилл (Гундяев), рассматривая историю рус. богословия, пришел к выводу, что в кон. XIX в. в церковной мысли "возник совершенно новый метод, отличный как от схоластики, так и от патристики". Наиболее ярко "он отразился в трудах В. И. Несмелова, который пытался развить антропологическое богословие, исходя из внутреннего опыта".


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович" в других словарях:

  • Несмелов, Виктор Иванович — Виктор Иванович Несмелов Дата рождения: 1 (13) января 1863(1863 01 13) Место рождения: Курдюма, Саратовская губерния Дата смерти: 1937 год(1937) …   Википедия

  • НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович — (1863 1920) российский религиозный философ, один из предшественников экзистенциализма, разрабатывал проблемы антропологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Несмелов Виктор Иванович — (1863 1937), христианский философ. Профессор Казанской духовной академии (с 1898) и фактически ректор в период её полулегального существования в 1920 1923. Разрабатывал проблемы антропологии. Основные труды: «Догматическая система святого… …   Энциклопедический словарь

  • Несмелов, Виктор Иванович — профессор казанской духовной академии по кафедре метафизики (с 1888 г.), воспитанник той же академии, автор трудов: "Догматическая система св. Григория Нисского" (Казань, 1887, магистерская диссертация), "Памяти В. А.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович — (1863 1920) рус. релит, философ и богослов. Гл. внимание уделял проблемам религ. антропологии. По его мнению, осн. цель философии изучение существования «свободно разумного человека», к рый, будучи «простой вещью физического мира», в то же время… …   Атеистический словарь

  • НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович — (1 (13).01.1863, с. Курдюма Саратовского у. Саратовской губ. июнь. 1937)    религиозный мыслитель. Большая часть его жизни связана с Казанской духовной академией. После ее окончания в 1887 г. он написал магистерскую диссертацию Догматическая… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Несмелов — русская фамилия. Несмелов, Арсений (1889 1945) русский поэт, прозаик, журналист. Несмелов, Виктор Иванович (1863 1937) русский философ и богослов …   Википедия

  • НЕСМЕЛОВ — Виктор Иванович (1863 1937), христианский философ. Разрабатывал проблемы антропологии. Осн. труды: Догматическая система Святого Григория Нисского (1887); Наука о человеке (т. 1 2, 1898 1903); Вера и знание с точки зрения гносеологии (1913).… …   Русская история

  • НЕСМЕЛОВ — Виктор Иванович (1863–1920) – рус. религ. философ, развивал учение в области филос. антропологии. Проф. Казанской Духовной акад. по кафедре логики и философии; магистерская дисс. Догматич. система Григория Нисского (Каз., 1897). Н. выражает… …   Философская энциклопедия

  • Несмелов (дополнение к статье) — (Виктор Иванович, род. в 1863 г.) писатель. Позднейшие его труды: Наука о человеке. Т. I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни (Казань, 1898); том II: Метафизика жизни и христианское откровение (ib., 1903); О цели… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»